Песочная терапия

Песочная терапия (sandplay) - метод психологической работы, основанный на идеях выдающегося психолога Карла Густава Юнга, а также трудах его учеников и последователей.

Этот метод уже около века применяют для работы с детьми в рамках психоаналитического подхода. В 20е годы 20 века Маргарет Ловенфельд (английский врач) начала использовать в своей работе подносы с песком, водой и миниатюрными фигурками. Она создала "технику мира". В 50е годы Дора Кальф (юнгианский аналитик) прошла у Ловельфельд обучение, дополнив технику идеями Юнга. Так зародилась техника sandplay.

Метод основан на анализе символического содержания бессознательного. Изначально его использовали для работы с детьми, так как им бывает сложно сформулировать свои переживания вербально. Вскоре sandplay стали применять для работы со взрослыми, семьями.

Техника дает возможность для анализа психологических проблем, трансформации негативных психологических состояний, решения конфликтов, обретении внутренних ресурсов. Песочница является метафорой жизни, внутреннего состояния клиентов. Это эффективное средство для внутреннего роста, выхода из кризисных состояний, решения конфликтных ситуаций, преодоления стресса и многих других психологических проблем.

В своей работе психолог -мастер sandplay использует знания в сфере юнгианского психоанализа. Работа идет в песочницах, используются фигурки, которые отражают разные аспекты жизни, различны символы (огонь, вода и т.п.). Как правило, используют две классические юнгианские песочницы - с сухим и с влажным песком. Иногда работают в большой песочнице, на подносах.


Обычно песочная коллекция состоит из таких фигурок:

  • люди, сказочные персонажи, герои мифов;
  • наземные животные, птицы и насекомые;
  • дома и здания, мебель, транспорт,объекты деятельности человека (мосты,заборы);
  • природные объекты (шишки, ракушки, камни и т.п.);
  • украшения (кристаллы) и др.

Песочная терапия - эффективный и безопасный метод психологической работы для взрослых, детей, семей, а также групповой работы.