Детские страхи

Основные причины появления страхов у детей можно разделить на несколько групп.

  • Особенности воспитания и развития: нарушение привязанности, прерванное движение любви.
  • Тревожность взрослых в окружении ребёнка. Если мама сама работает со своей тревожностью, это всегда помогает ребёнку справится со страхами.
  • Негативные установки и программирование ребёнка. Это хорошо иллюстрирует реплика: "Ты куда, сейчас упадёшь" и т.п.

Я знаю случаи, когда родители из лучших побуждений ребёнка предостерегают, а эффект от этого негативный - ребёнок становится пугливым и тревожным. Можно и нужно объяснить ребёнку алгоритм действий в нестандартной ситуации - если на него нападают, если он потерялся. Но важно не перегнуть палку.

  • Травмирующий опыт, например, связанный с нахождением в одиночестве, в больнице, с тяжёлыми болезнями, с утратами.
  • Роль друзей, окружения, компании. Да, иногда дети пугают друг друга.
  • Компьютерные игры, фильмы, ролики. Бесконтрольный просмотр видео, бесконтрольные игры не только пугают самим контентом, но и меняют саму психику.
  • Особенности психики. Тревожно-мнительный характер.
  • Неблагополучная атмосфера в семье, травмирующая обстановка, конфликты в семье, конфликты членов семьи с окружением.
  • Недомолвки. Дети склонны фантазировать. Иногда простые вещи, которые им не объяснили доступными словами, в их голове обрастают пугающими кошмарными деталями.
  • Мало внимания уделяется здоровой, ресурсной части, которая отвечает за уверенность в себе, способность логически мыслить, дать отпор. Формирование здоровой самооценки, навыков саморегуляции, умения переключаться.

С деткими страхами обычно я работаю так:

1. Сначала совместно с родителями анализирую возможные причины возникновения страхов, тревожности.
2. Анализируем особенности воспитания ребёнка, "предписания", "послания",в целом то, что видит и слышит ребёнок (например, очень распространённое - "не ходи туда, упадёшь" ,"Куда, или зачем ты туда полез" ) и т. п.
3. Провожу диагностику нейропсихологических особенностей, особенностей психики.⠀ Бывает так, что при работе со страхами и тревожностью помогают методы нейрокоррекции.
4. Рекомендую упражнения, при терапии - провожу упражнения, направленные на формирование навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе и т. п.
5. Если выявляются не эффективные, пугающие установки - корректируем поведение, членов семьи, проговариваем, как научить ребёнка вести себя в разных ситуациях, что стоит, а что нет говорит ребёнку.
6. С травмой рекомендую работать комплексно -индивидуальная или совместная терапия (зависит от ситуации и возраста ребёнка).
7. При неблагоприятной обстановке в семье самое важное - решить родительские конфликты, установить правила, которые будут оберегать психику ребёнка.
8. В индивидуальной терапии и в группе очень помогает работа в песочнице, арттерапия,упражнения.
9. Есть специальные психологические игры, направленные на работу со страхами.